Государственный образовательный стандарт обучения биоэкологии
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 013500
БИОЭКОЛОГИЯ
Квалификация – БИОЛОГ-ЭКОЛОГ
По специальности
013500 БИОЭКОЛОГИЯ
Вводится с момента
утверждения
Москва, 2000
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013500 – БИОЭКОЛОГИЯ
1.1.
Специальность утверждена приказом
Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.
1.2.
Квалификация выпускника – Биолог-эколог.
Нормативный
срок освоения основной
образовательной программы подготовки биолога-эколога по специальности 013500 –
Биоэкология при очной форме обучения – 5 лет.
1.3.
Квалификационные характеристики выпускника.
Специалист биолог-эколог осуществляет деятельность по изучению, оценке
состояния и охране биоты как компонента экосистем и биосферы. Разрабатывает
нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет
экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую
полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных
работ, используя современную вычислительную технику; составляет
научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за
соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в
области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей
области, формирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых
методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит
патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении
патентных заявок.
Осуществляет контроль за соблюдением
законодательства, правил и норм, планирует мероприятия по охране окружающей
среды. На производстве участвует в экологической экспертизе, составляет и
осуществляет проекты по разделу «Охрана окружающей среды».
Исходя из своих квалификационных возможностей,
специалист биолог-эколог подготовлен к самостоятельной работе на должностях
биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в
научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других
должностях, в соответствии с требованиями Квали-фикационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением
Минтруда РФ от 21.08.98 № 37.
Специалист биолог-эколог
подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней
школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения
дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.
1.3.1. Область
профессиональной деятельности специалиста:
исследование, оценка состояния и охрана биологической компоненты экосистем
и биосферы в целом.
1.3.2. Объекты
профессиональной деятельности: организмы,
популяции, сообщества в их взаимоотношении со средой; биомониторинг,
экологическая эеспертиза и биологические методы контроля состояния природной
среды.
1.3.3. Сфера профессиональной деятельности:
- научно-исследовательские,
проектные, научно-производственные организации;
- органы охраны
природы и управления природопользованием;
-
общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке);
- выпускники
могут замещать все должности в соответствии с законодательством РФ, требующие
наличия высшего профессионального образования.
1.3.4. Виды и
обобщенные задачи профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская
деятельность: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка
экспериментов, проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и
экспериментальных исследований;
- научно-производственная и контрольно-экспертная
деятельность: осуществление экологической экспертизы, решение проектных и
производственных задач, требующих базовой и специальной биолого-экологической
подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и
рационального природопользования;
-
педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей
образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание
в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности в области
биологии и экологии;
- биомониторинг
и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных
воздействий на нее;
- охрана
природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы,
заповедное дело.
1.4. Возможности продолжения образования.
Специалист подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по
направлениям 510600 – Биология и 511100 – Экология и природопользование;
- к обучению в аспирантуре по биологическим,
экологическим и смежным научным специальностям.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
АБИТУРИЕНТА
2.1.
Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2.2.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем(полном)
образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013500– БИОЭКОЛОГИЯ
3.1. Основная
образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании
настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных
практик, требования к итоговым аттестациям.
3.2.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной
программы подготовки по специальности 013500 – Биоэкология, к условиям ее
реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным
стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать
изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл
ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН – Общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл
ОПД – Общепрофессиональные дисциплины направления;
ДС – Дисциплины специализации;
ФТД – Факультативные дисциплины.
3.4.
Основная образовательная программа подготовки специалиста формируется из
дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.5.
Содержание регионального компонента основной образовательной программы
специалиста определяется высшим учебным заведением самостоятельно.
Содержание регионального
(вузовского) компонента основной образовательной программы специалиста должно
обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным
стандартом. При лицензионной экспертизе и подготовке к государственной
аттестации вуза по данному направлению региональный компонент образовательной
программы проходит утверждение в УМО.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ
СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013500 –
БИОЭКОЛОГИЯ
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ГСЭ | Общие гуманитарные и | 1 800 |
ГСЭ.Ф.00 | Федеральный компонент | 1 200 |
ГСЭ.Ф.01 | Иностранный язык Специфика артикуляции Лексический минимум в объеме Понятие Грамматические навыки. Понятие об обиходно-литературном, Основы публичной речи Чтение. Несложные Письмо. Аннотация, реферат, тезисы, | 340 |
ГСЭ.Ф.02 | Физическая культура Основы Общая физическая и Спорт. Индивидуальный выбор Профессионально-прикладная Основы методики самостоятельных занятий | 408 |
ГСЭ.Ф.03 | Отечественная история История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные | 100 |
ГСЭ.Ф.04 | Психология и педагогика Психология: предмет, объект и методы. История развития и Педагогика: объект, предмет, | 150 |
ГСЭ.Ф.05 | Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Исторические | 100 |
ГСЭ.Ф.06 | Экономика Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические | 100 |
ГСЭ.Ф.07 | Культурология | |
ГСЭ.Ф.08 | Политология | |
ГСЭ.Ф.09 | Правоведение | |
ГСЭ.Ф.10 | Русский язык и культура речи | |
ГСЭ.Ф.11 | Социология | |
ГСЭ.Р.00 | Национально-региональный компонент | 400 |
ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по | 200 |
ЕН | Общие математические и | 1 800 |
ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | 1 600 |
ЕН.Ф.01 | Математика (в т.ч. математические методы Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; | 350 |
ЕН.Ф.02 | Информатика (в т.ч. современные Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, | 200 |
ЕН.Ф.03 | Физика Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и | 300 |
ЕН.Ф.04 | Химия Химические системы: растворы, | 500 |
ЕН.Ф.05 | Науки о Земле (геология, география, Происхождение Земли и ее положение в Солнечной системе, состав, оболочечное | 200 |
ЕН.Ф.06 | Общая биология (введение в специальность)* Сущность жизни; разнообразие и уровни организации биологических систем; | 100 |
ЕН.Р.00 | Региональный (вузовский) компонент, в том числе дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом Например: Математические Системный анализ. Кибернетика. Синергетика. | 200 |
ОПД | Общепрофессиональные направления ** | 2 260 |
ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | 1 860 |
ОПД.Ф.01 | Науки о биологическом многообразии (микробиология, Вирусы, бактерии, простейшие, грибы, растения, животные, их морфология, | 680 |
ОПД.Ф.02 | Физиология (растений, человека и животных Строение и функции основных систем органов животных и человека; принципы | 360 |
ОПД.Ф.03 | Биология Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие | 390 |
ОПД.Ф.04 | Генетика и эволюция (генетика и селекция, Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого; | 170 |
ОПД.Ф.05 | Биология размножения и развития Условия воспроизведения организмов, онтогенез и филогенез, жизненные | 80 |
ОПД.Ф.06 | Общая экология Взаимодействия организма и среды; | 100 |
ОПД.Ф.07 | Человек Антропогенез; морфология человека; | 80 |
ОПД.Р.00
ОПД.Р.01 *** ОПД.Р.02 | Региональный (вузовский) компонент Например: Знакомство с местной флорой, фауной и основными типами экосистем. Основы биоэтики и др. | 200 |
ОПД.В.00 | Дисциплины и курсы по | 200 |
ДС.00 | Дисциплины | 1 850 |
ДС.Ф.00 | Федеральный компонент | 980 |
ДС.Ф.01 | Геоэкология Геосферные оболочки Земли, их структура, взаимосвязь и пространственно-временная | 130 |
ДС.Ф.02 | Геохимия и геофизика биосферы Химический состав литосферы, | 180 |
ДС.Ф.03 | Организм Обмен веществ, источники энергии для организмов, гомеостаз, условия | 70 |
ДС.Ф.04 | Экология человека Экология и здоровье человека, физиологические основы адаптации; физиологические | 50 |
ДС.Ф.05 | Социальная экология (взаимодействие природы Демоэтническая дифференциация населения и особенности ее взаимодействия | 50 |
ДС.Ф.06 | Основы Естественный базис природопользования, необходимость разнообразия, виды | 80 |
ДС.Ф.07 | Экономика природопользования Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы, проблемы их | 70 |
ДС.Ф.08 | Правовые основы природопользования Концепция взаимодействия общества и природы, экологическое законодательство, | 70 |
ДС.Ф.09 | Прикладная экология Техногенные системы и их | 100 |
ДС.Ф.10 | Системная экология Теория систем и ее | 100 |
ДС.Ф.11 | Экология популяций и сообществ Определение и соотношение | 80 |
ДС.Р.00 | Региональный (вузовский) компонент | 870 |
ФТД.00 | Факультативные | 450 |
ФТД.01 | Военная подготовка | 450 |
Всего часов теоретического | 8 260 (153 нед.) | |
Практики | 1 620 (30 нед.) | |
Итого | 9 880 |
* Дисциплина "Общая
биология" или ее разделы могут быть перенесены из цикла ЕН в цикл
общепрофессиональных дисциплин. Часы, выделенные на ее изучение, могут перераспределяться
в рамках цикла ЕН или передаются в цикл ОПД.
** Общепрофессиональные
дисциплины направления представлены крупными разделами Биологии, которые могут
реализовываться в виде комплекса раздельных курсов с раздельной аттестацией.
***
Этот раздел может реализовываться во время летних учебных практик.
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013500 – БИОЭКОЛОГИЯ
5.1.
Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста при
очной форме обучения составляет – 260 недель,
в
том числе:
-
теоретическое обучение, включая практикумы,
в том числе
лабораторные занятия, научно-исследова-
тельская работа
студентов а также экзаменационные
сессии
– 180 недель,
-
практики: – 30 недель,
учебные (по биоразнообразию, популяционной
генетике, почвоведению и экологии) – 11
недель,
специальная – 4 недели,
производственная
– 10 недель,
преддипломная – 5 недель,
-
итоговая государственная аттестация, включая
под-
готовку и защиту
выпускной квалификационной работы
– 16 недель,
-
каникулы (включая 8 недель последипломного
отпуска)
– 34 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее
(полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы
подготовки специалиста по очно-заочной форме обучения увеличиваются до одного
года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего
Государственного образовательного стандарта.
5.3.
Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю,
включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
По решению
Совета вуза для разных дисциплин, входящих в циклы ГСЭ, ЕН, ОПД, и СД, может
устанавливаться разное соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы
в пределах общей трудоемкости, в зависимости от объема необходимых лекционных,
практических и лабораторных занятий, условий их реализации, что учитывается при
составлении конкретных учебных планов.
5.4.
Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать
в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в
указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5.
При очно-заочной форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее
16 часов в неделю.
Учебный план по очно-заочной
форме обучения по набору дисциплин должен быть максимально приближен к учебному
плану очной формы обучения, а по объему часов аудиторных занятий составлять не
менее 60%.
5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять
7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013500 –
БИОЭКОЛОГИЯ
6.1. Требования к разработке основной
образовательной программы подготовки по специальности 013500 – Биоэкология.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно
разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для
специалиста на основе настоящего государственного стандарта подготовки специалиста
и примерной основной образовательной программы, утвержденных Минобразованием
России.
Выполнение суммарного
объема "дисциплин по выбору студента" соответствующего цикла
дисциплин, предусмотренного учебным планом высшего учебного заведения, являются
обязательным для изучения студентом, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом, не являются обязательными для изучения студентом.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в
учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично,
хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в
рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных
профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных областях деятельности по
профилю данной специальности. Специализации предлагаются вузами и проходят
утверждение в УМО.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По решению Совета вуза могут включаться также курсовые работы по специализации.
6.1.2.
При разработке своей основной образовательной программы высшее учебное
заведение имеет право:
- изменять объем часов,
отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин – в пределах 10%,
для дисциплин, входящих в цикл – в пределах 15% при сохранении минимального
содержания, указанного в данной программе, а также изменять соотношение времени
на теоретическое обучение и практики;
- формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не
менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем
государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны обязательно входить дисциплины «Иностранный язык» в объеме не
менее 340 часов и «Физическая культура» в объеме не менее 408 часов. Объем
часов по каждой из трех других выбранных дисциплин предусматривается не менее
136 часов. Если вуз выбирает более 5 дисциплин, объем часов по отдельным из них
может быть сокращен. Занятия по дисциплине «Физическая культура» при
очно-заочной (вечерней) форме обучения могут предусматриваться по желанию студентов;
- осуществлять
преподавание гуманитарных и социально-экономи-ческих дисциплин в форме
авторских лекционных курсов и разнообразных видов практических занятий, заданий
и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим
региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также
научно-исследо-вательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих
квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую
глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных
и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в
соответствии с общепрофессиональными дисциплинами направления;
- реализовывать дисциплину
"Общая биология" в рамках цикла математических и естественнонаучных
дисциплин или ее разделы включать в программы
дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин направления;
-осуществлять
преподавание укрупненных общепрофессиональных дисциплин отдельными курсами, с
соблюдением общего числа часов;
- устанавливать ежегодно
наименование и объем дисциплин, предлагаемых студентам по выбору, и утверждать
их программы;
-
устанавливать специальные дисциплины по конкретным областям начальной
специализации, и формы аттестаций по ним;
- реализовывать основную образовательную программу
подготовки специалиста в сокращенные сроки для студентов, уровень образования
или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного
процесса. Подготовка специалиста проводится на биологических или других
естественных факультетах, имеющих отделения или кафедры биологии. Реализация
основной образовательной программы специалиста должна обеспечиваться
преподавателями, имеющими базовое образование и/или опыт работы и публикации по
профилю преподаваемых дисциплин, систематически ведущих научную и научно-методическую
работу, подтвержденную публикациями. Доля преподавателей с учеными степенями и
званиями должна быть не менее 67%. Преподаватели специальных дисциплин, как правило,
должны иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей
профессиональной сфере.
Научными
руководителями дипломных исследований должны быть высококвалифицированные
специалисты, работающие в области науки, в которой выполняется выпускная
квалификационная работа, и имеющие опыт научного руководства студентами или
аспирантами.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Все
дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической
документацией по всем видам занятий. Уровень обеспеченности учебно-методической
литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на каждого студента.
Вуз
предоставляет обучающимся возможность пользоваться:
- новейшей
учебной и монографической литературой в области профессиональной подготовки;
- научными периодическими
изданиями России и зарубежных стран.
Вуз обеспечивает возможность
доступа студентов к учебным коллекциям и музеям, научно-справочным материалам,
сетевым источникам информации, фондам научных библиотек, аудио- и
видеоматериалам по профилю подготовки,
а также возможность свободного использования компьютерных технологий. Примерный
рекомендуемый список учебной литературы для цикла ОПД определяется
Научно-методическим советом по Биологии УМО университетов (приведен в сборнике
рекомендуемых программ).
6.4. Требования к материально-техническому
обеспечению учебного. процесса.
Высшее
учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специальности
013500 – Биоэкология, должно быть оснащено для проведения учебного процесса
современной инструментальной приборной базой, расходными материалами,
компьютерной аппаратурой и лицензионным программным обеспечением. Вуз должен
располагать материально-технической базой, необходимой для проведения всех
видов аудиторной, лабораторной, практической, экспедиционной,
междисциплинарной, научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных
примерным учебным планом и соответствующим действующим санитарно-техническим
нормам. Желательно наличие интернет-серверов, множительной техники,
стационарных и полевых лабораторий, компьютерных классов.
Выполнение
научно-исследовательской квалификационной (дипломной) работы и преддипломная
практика специалиста могут осуществляться на базе других вузов, НИИ, заповедников,
производственных организаций с использованием их материально-технических
возможностей.
6.5. Требования к организации
практик.
Высшее
учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки по
специальности 013500 – Биоэкология, должно обеспечить проведение полевых
учебных и научно-исследова-тельских практик на собственной
лабораторно-экспериментальной базе, в поле, на полевых стационарах,
производственных полигонах, охраняемых территориях, иметь возможность заключать
договора с соответствующими НИИ разных ведомств о возможности проведения на их
базах научно-исследовательских практик и выполнения дипломных работ.
Производственные и
преддипломные практики специалистов должны соответствовать направлениям их специализаций.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 013500 – БИОЭКОЛОГИЯ
7.1.
Требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Специалист подготовлен к
профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной)
и специальной подготовкой.
Специалист отвечает следующим
требованиям:
- владеет
культурой мышления, умеет на научной основе организовать свой труд, владеет
методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и
компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- понимает
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, ее основные проблемы
и их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен
поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией
профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им
наук;
- знает основы
педагогической деятельности;
- знает
распорядительные документы, методические и нормативные материалы в области
своей профессиональной деятельности;
- знает
законодательство РФ и международные соглашения в области охраны природы и
экоразвития;
- знает порядок
и методы контроля за соблюдением требований по охране и предотвращению
загрязнения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов,
организации обезвреживания отходов;
- владеет
современными средствами вычислительной техники;
- знает методы исследований,
правила и условия выполнения работ, технических расчетов, оформления получаемых
результатов;
- знает
современные достижения в области биоэкологии;
- знает основы
организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны
труда;
- методически и
психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной
деятельности.
Выпускник должен обладать суммой теоретических
знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно
решать профессиональные задачи:
- понимать роль
биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и
биосферы в целом;
- знать особенности
морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и
экологию представителей основных таксонов,
- уметь
осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать
природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;
- иметь опыт
наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования
биологических объектов;
- знать принцип
системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
- знать регуляторные механизмы обеспечения
гомеостаза живых систем;
- знать
особенности строения и функционирования основных систем органов животных и
человека; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических
процессов, о принципах регуляции обмена веществ;
- владеть методами
экспериментальной работы с лабораторными животными;
- уметь
применять физиологические тесты для выявления токсичности среды;
- иметь
представление о биологии поведения, онтогенезе поведения, поведении как факторе
адаптации;
- иметь представление о природе
основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и
основных закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей
средой;
- уметь
работать с растительными объектами с использованием методов физиологии
растений;
- иметь представление о формировании иммунитета в системах
органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов;
- знать
современное учение о клетке, черты единства и многообразия клеточных типов,
молекулярную биологию клетки;
- понимать закономерности строения
и функционирования тканей животных и растений;
- владеть методами световой микроскопии;
- иметь
представление о методах выделения и исследования субмикроскопических
структур (электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование и др.), о
методах культивирования клеток;
- знать основные
экспериментальные подходы современной биохимии и биофизики, уметь применять
клеточные тест-системы для анализа состояния природной среды;
- владеть математическими
методами обработки результатов биологических исследований и моделирования живых
систем;
- знать проявления фундаментальных свойств организма -
наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого
(молекулярном, клеточном, организменном и популяционном);
- иметь представление о структуре гена, принципах и
методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и
антропогенных факторов;
- быть знакомым
с принципами генетической инженерии и ее использовании в биотехнологии, иметь
представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека,
генетических основах и методах селекции;
- знать
основные закономерности биологии размножения животных и растений;
- знать
основные этапы онтогенеза;
- понимать
механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий
развития, уметь применять эмбриональные биотесты для оценки загрязнений
природной среды;
- понимать
психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, иметь
представление о стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях
сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере,
о роли человека в эволюции Земли;
- иметь
представление о фундаментальных
принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах,
действующих на каждом уровне;
- знать принципы формирования и функционирования
надорганизменных систем, иметь представление о механизмах, определяющих
устойчивость биологических сообществ, о механизмах взаимосвязи организма и
среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об экологических основах
экспертизы и прогноза антропогенных влияний на экосистемы и биосферу;
- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану
жизни и природы;
- понимать роль эволюционной
идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции
видообразования, уметь аргументировать современный эволюционный подход к
изучению биологических процессов;
- знать
принципы применения биотехнологических методов в охране природы;
- знать и уметь
применять основные математические методы моделирования биологических систем и
компьютерные методы анализа их состояния;
- иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать
требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных
случаях.
Требования по специальным дисциплинам.
Специалист должен:
- понимать связь
абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление
о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише, как
обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
-
иметь современные представления популяционной генетики, генетические основы
стабильности популяций;
-
знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства
пищевых ресурсов человечества;
- знать причины изменений
видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека, знать механизмы,
обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях
управления процессами в экосистеме;
- знать
современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с
основными закономерностями функционирования экологических систем;
-
знать состав и строение Земли и земной коры, понимать роль экзогенных и
эндогенных процессов в развитии земной коры во времени и пространстве;
-
иметь представление об основных этапах геологической истории земной коры и
эволюции органического мира прошлого, уметь использовать стратиграфическую
шкалу;
-
иметь представление о геологической деятельности человека и проблемах охраны
геологической среды;
- знать основные
принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации
геосистем локального и регионального уровней, динамику и функционирование
ландшафта, основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о
природно-антропо-генных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического
анализа;
- знать роль почвенного
покрова как компонента наземных и некоторых субаквальных экосистем, связь неоднородности
почв с биоразнообразвием, плодородие почв и продуктивность биоценозов,
экологические функции почвы;
-
знать основные закономерности формирования климата; структуру водных объектов
Земли; особенности гидрологического режима;
иметь
представления о геохимической роли живого вещества как биотической компоненты
биосферы, о глобальном масштабе биогеохимических процессов в биосферных циклах;
-
знать основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и
накопления в экосистемах, методы обнаружения и количественной оценки;
- знать механизмы воздействия факторов среды на
организм и пределы его устойчивости; пути адаптации к стрессорным воздействиям
среды;
- знать и уметь использовать основы
токсикологического нормирования;
- понимать
физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска,
возможности адаптации;
- знать основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь использовать
профессиональную подготовку для разработки мер их преодоления;
- знать экологические принципы рационального
природопользования;
- уметь планировать и осуществлять мероприятия по
охране природы;
- владеть биологическими
методами оценки воздействия на природную среду;
-
знать условия эколого-экономической сбалансированности регионов, уметь
планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;
-
знать и уметь использовать нормативно-правовые основы управления
природопользованием;
-
понимать механизмы взаимодействий техногенных систем с природными экосистемами;
-
знать назначение мониторинга природной среды, методы наблюдения и анализа
состояния экосистем;
-
иметь представление о принципах организации экологических экспертиз территорий,
производств и технологических проектов;
- знать и уметь
применять основные математические модели и компьютерные методы анализа
состояния экосистем;
- в соответствии с полученной
специализацией свободно ориентироваться в совокупности объектов профессиональной
деятельности и владеть методами их наблюдения, описания, культивирования,
классификации, экспериментального анализа;
- знать фундаментальные аспекты, современные методологические подходы и
актуальные проблемы науки в избранном направлении специализации.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации
по специальности 013500 – Биоэкология.
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную
(дипломную) работу и, по решению Совета вуза,
государственный междисциплинарный экзамен, позволяющий выявить теоретическую
подготовку к решению профессиональных задач.
7.2.2.
Требования к выпускной квалификационной работе.
Выпускная квалификационная
(дипломная) работа специалиста представляет собой законченную разработку
научно-исследовательского или научно-производственного характера, в которой
демонстрируется:
- умение собирать и анализировать первичную
экспериментальную, полевую, статистическую и иную информацию;
- понимание
основных общебиологических закономерностей;
- умение
применять современные методы исследований;
- способность
определять актуальность целей и задач и практическую значимость исследования;
- проведение анализа результатов и методического
опыта исследования применительно к общей фундаментальной проблеме в избранной
области.
Работа должна завершаться оригинальными научными
выводами и практическими рекомендациями.
Рекомендуемый объем дипломной работы – до 5 п.л.
текста. Работа должна содержать иллюстративный материал, список литературных
источников, включая зарубежные, и работы последних лет. При экспертизе
дипломной работы рекомендуется привлечение внешних рецензентов. Защита
дипломной работы проводится публично на заседании Государственной
Аттестационной Комиссии.
При оценке защиты учитывается умение четко и
логично излагать свои представления, вести аргументированную дискуссию,
представлять место полученных результатов в общем ходе исследования избранной
научной проблемы.
7.2.3. Требования к
государственному экзамену.
Если по решению Совета вуза в итоговую
государственную аттестацию специалиста вводится государственный экзамен, то его
программа определяется основными разделами дисциплин циклов ОПД и СД.
СОСТАВИТЕЛИ:
Научно-методический совет по
биологии
Учебно-Методического Объединения
университетов
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Учебно-методического совета по специальности 013500 Биоэкология 22
сентября 1999 г., протокол № 1.
Председатель профессор М.В.Гусев
Заместитель председателя
доцент О.П.Мелехова
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и стандартов высшего и
среднего профессионального образования
Начальник Г.К.Шестаков
Заместитель начальника В.С.Сенашенко
Главный специалист Н.Р.Сенаторова
Тэги: #tags
государственный стандарт обучения по специальности биоэкологияТэги: #tags
государственный стандарт обучения по специальности биоэкология